На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Современное искусство

20 690 подписчиков

«Белый Бим – Черное ухо»: драма в кадре и за кадром

История верности и предательства, о которой не сняли фильма.

Судьба самой оплакиваемой собаки советского экрана в реальной жизни оказалась печальнее, чем в кино. Малоизвестные подробности о звездной роли и ее несчастном исполнителе.

Если собрать все детские и взрослые слезы, пролитые над фильмом «Белый Бим – Чёрное ухо», получилось бы соленое озеро. Только в первом прокате в 1977 году картину посмотрело 23 миллиона зрителей, выходивших из кинозалов в рыданиях и с комком в горле.

А спустя три года лента была впервые показана по Центральному телевидению и с тех пор не сходит с домашних экранов по сей день.

За 40 лет душераздирающую историю собачьей верности и человеческого предательства узнали три поколения.

Но, в отличие от других любимых картин, эту не все решаются пересматривать снова. Многие избегают повторения эмоций, заставляющих болеть сердце. А собачье сердце пожалеть было некому: не дождавшись человеческой любви, вскоре после завершения съемок оно остановилось…

Двухсерийный художественный фильм «Белый Бим – Черное ухо» стал восьмым в творческой биографии режиссера Станислава Ростоцкого. Почему автор не стареющих картин «Дело было в Пенькове», «Доживем до понедельника», «А зори здесь тихие» решил экранизировать историю «бракованного» шотландского сеттера?

Наверное, увидел в ней то, что делает человека человеком. Не зря одноименная книга писателя Гавриила Троепольского стала бестселлером. Опубликованное в журнале «Наш современник» в 1971 году, сегодня «слово к маленьким людям, которые будут взрослыми» и «слово к взрослым, которые не забыли, что были детьми», входит в школьную программу и является обязательным произведением к изучению по литературе.

Рассказ о щенке с неправильным окрасом, которого спас от усыпления одинокий писатель-фронтовик и погубили злые люди, тронул читателей и зрителей до глубины души. Наша история о преданном Биме заставила людей плакать задолго до выхода на экраны голливудского «Хатико».

Экранизация повести, по опросу журнала «Советский экран», была признана лучшей кинопремьерой 1977 года. А в 1978 году «Белый Бим – Черное ухо» был выдвинут на премию «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке.

Картина, отмеченная многими наградами в СССР, удостоилась призов Международного кинофестиваля в Карловых Варах (Чехословакия).

Эффект «детского сюжета» превзошел все ожидания, и в 1980 году создатели кинохита получили Ленинскую премию. К

роме исполнителя главной роли Вячеслава Тихонова, режиссера Станислава Ростоцкого и оператора Вячеслава Шумского, Государственной премии удостоился писатель Гавриил Троепольский, на родине которого в Воронеже позже установили памятник герою книги Биму.

Достойный памятника

Судьба исполнителя главной собачьей роли сложилась не менее драматично, чем его четвероногого героя. Сыгравшему Бима английскому сеттеру Стиву (или Степе, как его по-простому называли на съемочной площадке), в жизни выпало больше испытаний, чем славы, и больше страданий, чем любви.

По роли разыскивающий хозяина Бим меняет несколько владельцев и в итоге из-за человеческой жестокости погибает. Безвременно ушел из жизни и тосковавший по хозяину Стив, который был для своего владельца лишь источником дохода и умер от работы и неразделенной любви.

Для роли в «Белом Биме…» хозяин сдал собаку в аренду киностудии имени Горького, как делал это до и после фильма, предоставляя его «напрокат» то охотникам, то режиссерам.

За полтора года съемок в Калуге владелец ни разу Степу не навестил. Пес искал хозяина среди чужих людей и бесконечно грустил по дому.

Умница Стив, о котором режиссер сказал, что он словно читал сценарий, легко находил контакт со съемочной группой и безупречно справлялся со сложными сценами, но напряжение съемок подорвало его здоровье, и через несколько месяцев собаки не стало.

После окончания съемок пес снова переходил из рук в руки и, не вынеся нагрузок и разлук, вскоре умер от сердечного приступа. Любимец миллионов зрителей так и не смог добиться любви собственного хозяина.

Другом Степы на время съемок удалось стать Вячеславу Тихонову. В старости актер почти так же уединенно жил на даче с собакой, как и его герой Иван Иванович в «Белом Биме…» (правда, с женой).

Артист по жизни любил собак, и они это чувствовали, искренне привязываясь к нему в кадре и за кадром. Даже в роли Штирлица Тихонов не избежал собачьего партнерства.

Помните сцену, когда к машине приехавшего домой штандартенфюрера неожиданно подходит неизвестно откуда взявшийся сеттер? Этого эпизода в сценарии не было, сцена с собакой – не постановочная: во время съемок в ГДР местный пес забежал в кадр случайно.

Режиссер Татьяна Лиознова останавливать съемку не стала, потому что Тихонов естественно вышел из положения, импровизируя на ходу: «Чей же ты, дурашка? Надо тебя покормить. Заходи в дом. Не хочешь? Ну, тогда я тебе вынесу сюда…». Разговор с собакой настолько органично вписался в сюжет фильма, что позже появилась шутка: «Сам ты дурашка, - ответил пес, – а я связной из Центра».

Источник: Кадр из фильма "Семнадцать мгновений весны"

И надо же так совпасть, что для роли в «Белом Биме…» режиссером был заранее выбран Вячеслав Тихонов, которого пришлось ждать со съемок в роли Штирлица, а партнером артиста в новой ленте опять-таки стал сеттер!

В книге Бим описан как шотландский сеттер с «неправильным» окрасом: лишь одна лапа и ухо у собаки с «браком» были черными. Найти такого пса для роли стало проблемой. «Не кондицию» среди представителей породы заводчики «выбраковывают» со щенячьего возраста.

Тогда работавший с собаками эксперт-кинолог республиканской категории Виктор Сомов нашел выход – предложил заменить шотландского сеттера подходившим по окрасу английским.

Собачья работа

Собак нужной масти в съемках участвовало двое. В одной из сцен английского сеттера Стива (Стёпу) подстраховывал дублёр Денди. «Двойник» снялся в самом душераздирающем эпизоде картины с застрявшей в железнодорожной стрелке лапой, когда прикованный к рельсам Бим отчаянно пытается уйти от несущегося на него поезда.

Во время демонстрации этой сцены на церемонии «Оскара» зал аплодировал мастерству советских кинематографистов стоя.

Основная же «собачья работа» досталась в фильме одарённому Стёпе. И самой экспрессивной сценой с его участием стало расставание с Иваном Ивановичем. Когда героя увозит с инфарктом скорая помощь, Бим не находит себе места. Но как заставить волноваться в кадре пса, который переживал из-за разлуки со своим реальным хозяином?

К тому же задача усложнялась единственным дублем: собака не может играть чувства напоказ, угождая, как люди, прихоти режиссера. «Собаки искренни в эмоциях и правдивы в поступках, они не могут притворяться и должны реально чувствовать привязанность и боль от утраты», - объяснял дрессировщик охотничьих пород Виктор Сомов. Единственно возможным решением было по-настоящему подружить Тихонова со Стивом, чтобы потом их… разлучить.

Приходя на площадку, актер первым делом гулял со Стёпой. «В короткий срок подружиться со взрослой собакой трудно, - вспоминал артист, - а мне надо было не оставить сомнений у зрителей в том, что Бим – мой пёс, а не чужой сеттер со сложной судьбой. Его все жалели, подкармливали, а я – просто всегда был рядом. И спустя некоторое время Стёпа стал меня ждать. Я знал, что если пойду куда-нибудь без него, он помчится следом».

Стив успел соскучиться по Тихонову и, когда увидел его после перерыва на съемочной площадке, вбежал в кадр с переизбытком собачьих чувств. Взволнованный пёс без репетиций и повторных дублей сыграл в сцене госпитализации хозяина всё, что от него требовалось.

Интересные факты

«Белый Бим – Черное ухо» - единственная советская картина своего времени, снятая на цветную пленку Kodak. Исключением из правил фильм стал, благодаря… собакам! Режиссер сумел убедить начальников, что в съемке животных недостаточная чувствительность пленки – зло. Братьев меньших, мол, перегревают и пугают софиты, которыми приходится подсвечивать кадр даже летним днем.

Три года велись переговоры, но в итоге съемки начались с четырехкратным запасом выделенной на фильм импортной пленки. «Каким-то собакам» дали дорогущий цветной Kodak, в то время как лучшие ленты той поры снимались на выпускавшейся в Шостке черно-белой «Свеме»: «Я шагаю по Москве» (1963), «Берегись автомобиля» (1966), «Мёртвый сезон» (1968), «Ошибка резидента» (1968), «Служили два товарища» (1968), «Золотой теленок» (1968), «Адъютант его превосходительства» (1969), «Судьба резидента» (1970), «Проверка на дорогах» (1971), «Офицеры» (1971), «Опасный поворот» (1972), «Семнадцать мгновений весны» (1972).

А еще один интересный факт связан с исполнительницей роли скандальной тетки, по навету которой злые люди сжили Бима со свету.

У героини Валентины Владимировой в картине нет даже имени, но именно она начала травлю бедного пса, не сделавшего никому ничего плохого. И за собачьи несчастья актрисе отомстили зрители. После фильма с ней перестали здороваться соседи.

Женщину даже выступить в школе не пустили – дети наотрез отказались от встречи с «мучительницей животных». Артистка зареклась впредь сниматься в отрицательных ролях и обзавелась собакой, чтобы развеять миф о нелюбви к братьям меньшим.

Пусть и ваш ребенок посмотрит этот пронзительный фильм о вечных ценностях, которые сделают его человеком.

Бонус: Музыка из к/ф "Белый Бим Чёрное ухо" (ОРКЕСТР п/у А. БАДХЕНА - )

Источник

Картина дня

наверх