На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Современное искусство

20 690 подписчиков

Жостовская роспись

Жостовский промысел зародился в начале XIX века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше.

Возникновение жостовского подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых. Начиная с 30-х годов XIX века производство оригинальной продукции в окрестных селениях значительно увеличилось. Появились первые металлические подносы, украшенные декоративной цветочной росписью, которые постепенно вытеснили табакерки и другие «бумажные» поделки местных мастерских.

Знаменитая роспись производится обычно по черному фону (иногда по красному, синему, зеленому, серебряному). Основной мотив росписи — цветочный букет, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение.

При создании подносов стандартной формы листы металла кроят на заготовки определенного размера. В заготовке вырубается и вытягивается поднос по форме на электрическом прессе.

Кованые подносы создаются вручную ковалями по старинной кустарной традиции: форма и размер подноса зависят от творческого варьирования коваля.

Ручными ножницами выкраивается заготовка из металла.

Далее при помощи молота и наковальни форма выбивается.

Край подноса закатывается с закладкой в него для прочности проволоки.

Затем край выравнивается на наковальне молотком. Теперь заготовке предстоит отжиг, грунтование и нанесение черной эмали в два-три слоя.

Жостовская роспись выполняется в два этапа. Первый этап письма называется замалевкой. Мастер широкой кистью набрасывает композицию букета на рабочей поверхности подноса. Роспись ведется без предварительного рисунка плотными, разбеленными красками одновременно на нескольких подносах.

Создавая букет, художник вращает поднос на коленях, как бы подставляя под кисть нужный участок его поверхности. При этом необходимо следить за красотой и выразительностью силуэта цветов, бутонов, листьев.

Борт подносов украшают легким, ажурным растительным орнаментом.

Сотрудник зачищает заготовки подносов на Жостовской фабрике декоративной росписи.

Сотрудница покрывает подносы грунтом и эмалями.

Художник расписывает подносы на Жостовской фабрике декоративной росписи.

В процессе художественной росписи.

В процессе художественной росписи.

Художник расписывает подносы на Жостовской фабрике декоративной росписи.

На изделие с живописью наносятся два-три слоя лака с промежуточной сушкой каждого слоя в сушильных шкафах при определенной температуре в течение двух часов и прочисткой каждого слоя перед нанесением лака.

Сотрудница покрывает подносы светлым лаком.

Сотрудница фабрики демонстрирует готовое изделие.

Одной из тем в росписи, заимствованной из творческого арсенала миниатюрной живописи на папье-маше, стало изображение пейзажных видов, а также летних и зимних троек.

При фабрике организованы мастер-классы по жостовской росписи.

Во время мастер-класса художники фабрики делятся с гостями основными приемами мастерства.

Во время мастер-класса на Жостовской фабрике декоративной росписи.

Экспонат музея Жостовской фабрики декоративной росписи.

Картина дня

наверх