На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Современное искусство

20 690 подписчиков

Образ женщины в советской фотоклассике

Небольшой рассказ о фото-образе советской женщины.

Здесь можно выделить два больших исторических периода: героический и лирический.

Первый продолжался до середины 1950-х гг. Мейнстримом в советском фотоискусстве был монументально-героический образ советской женщины – активной строительницы коммунизма: спортсменки, комсомолки, ударницы или даже воина.

Работа «Физкультурники» 1933 г. пышет здоровьем и откровенной сексуальностью:

Наиболее ярко дух этого направления передаёт знаменитое фото Ивана Шагина «Парад физкультурников на Красной площади» 1936 г.:

Шагин вообще создал целую галерею героических образов современниц.

Вот его снимок 1933 г. «Метания копья» с почти античной натурой:

А вот счастливая колхозница в работе «Новый урожай» того же 1933 года:

«Рабочий перерыв» Шагина 1933 г.:

«Иконой» советского фотоискусства стал образ Лили Брик на снимке Родченко для рекламного плаката «Покупайте книги Ленгиза»:

Сам плакат, который интерпретируется и в наши дни:

Помимо мейнстрима, в 1920-е гг. в СССР был и другой взгляд на женщину, например работы пикторалистов.

Один из серии снимков «ню» Александра Гринберга, 1920-е:

Однако к началу 30-х это направление было задавлено и ушло в подполье, несмотря на то, что в живописи подобное изображение женщин оставалось частью мейнстрима весь сталинский период.

В многонациональном СССР фотоклассики не забывали и про «освобождённых женщин Востока».

Наиболее замечательную работу в этой области представляет снимок Альперта «Джигитка» 1936 г.:

Казахская трактористка (автор и год неизвестны):

По мере приближения войны советские женщины на фотографиях всё чаще предстают в военной форме.

«Сталин на совещании жен командиров», Шагин, 1936:

«Ворошиловские стрелки в гостях у наркома обороны», Шагин, 1936:

Образ советской женщины в суровые годы войны – отдельная большая тема. Приведём здесь лишь один снимок Грачёва «Для фронта» 1942 г.:

В период «оттепели» акценты советского фотоискусства поменялись, женский образ стал гораздо более лирическим, индивидуальным и многогранным, хотя фотографы всё равно продолжали воспевать женщину-труженицу, идущую в ногу с прогрессом.

Вот несколько характерных снимков из журнала «Советское фото».

У доски:

Молдавия:

Комсомольская ударная стройка:

«Лаборантка», 1962:

1960-е:

«Грустный мотив», Баскаков, 1976:

источник

Картина дня

наверх