На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Современное искусство

20 688 подписчиков

Древнерусские поселения - повседневность и фантазия

Художник Всеволод Иванов. Картины из Цикла "Ведическая Русь

20076_original.jpg

"Ведическая Русь.Осень"

ivanov_vsevolod_1280x960.jpg
"Анастасия"

Ivanov_V_Gorode_Slovenske.jpg
В городе Словенске

В годы становления и расцвета Киевской Руси большая часть ее территории была покрыта лесами. Еще в IX веке историки Византии писали о том, что в чужом для них и варварском крае славян люди поклоняются медведям, как богам, а медведи тут вообще живут среди людей и ходят по их жилищам. Предки славян действительно часто селились в лесах, строя там избы и даже укрепления. Но со временем лес вокруг уничтожался, и тогда уже появлялось полноценное поселение.

Городок (городище, город)

657176087.jpg

"Долгожданная встреча"

Панорама Гороховца с Никольской горы
г.Гороховец Владимирская обл.
360066.jpg
"Пленённый губитель русских. Удачная охота"

Городок — один из древнейших типов селения. Как правило, городки были укреплены рвом, земляным валом и частоколом: слово «городок» и производные от него происходят от «огораживать», «городить». Вокруг городков в мелких поселках жило местное население, которое в случае опасности собиралось здесь, сюда же пригоняли скот и приносили имущество. Русские князья часто останавливались в городках. С XIV века городки постепенно утрачивают свое значение, их роль переходит к городам — укрепленным центрам княжеских владений. Синонимами слова «городок» было «городище» (например, Хотунское городище) и «город». По типу Москва в древности была именно таким городком.

22173b845ec3.jpg

Улица городского посада.

155289686.jpg

Сечень (февраль)

Погост

173494.jpg

В 1990 г. архитектурный ансамбль Кижского погоста включен в Список памятников Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСК

Погост как тип селения упоминается в летописях с X века. Слово «погост» происходит от слова «гость». В Древней Руси гостем называли приезжего издалека торгового человека, купца. Интересно, что на Смоленщине до недавнего времени сохранялось слово «гостинец» в значении большая дорога. С торговлей связано еще одно слово — торжище. В древности торжище (т.е. торговля) имело сезонный характер. Как правило, оно устраивалось на местах языческих капищ, в местах массовых сходок людей. С приходом христианства на Русь на погостах (т.е. где останавливались гости) стали ставить церкви, и вскоре погост приобрел значение церковного прихода. На погостах при храмах также устраивались кладбища (возможно, эта традиция идет еще с языческих времен).

360078.jpg
Святилище Числобога

Со временем погосты приобрели значение княжеских округов. Князья, отправляясь на полюдье, часто останавливались на погостах, здесь творили суд и управу. Однако со времени создания централизованного государства функция погостов меняется. В Новгороде и его северных владениях погосты оставались волостными и церковно-приходскими центрами. В трапезной церкви проводились сходки, распределялись налоги, устраивались братчины — мирские пиры вскладчину. В Центральной России погосты постепенно утратили свое значение как центров княжеской власти. Многие погосты исчезли бесследно, оставив после себя пустоши, другие же сохранились в виде кладбищ с церковью при нем или слились с близлежащими селениями.

360057.jpg
Капище у озера
artleo.com-30798.jpg
"Радуга над Арконой"

Село (сельцо)

Городец, улица Ленина
Городец Нижегородской обл. ул.Ленина
0_af4e7_82a270a4_XXXL.jpg
Село Бородино. 1867 г

Село, а также деревня были типичными типами поселения в XIV-XVI веках.
Село, или сельцо, связано со словом «селиться». Первоначально под ним понимали место поселения землевладельца. Оно, как правило, состояло из хозяина, его жены и детей, домочадцев, слуг и рабов. Они жили в избе, вокруг которой располагались службы (ледники, сараи, конюшни), а также «дворцы» (от слова «двор») слуг и холопов. Если рядом не было реки, то выкапывался пруд. Постепенно села становились центрами церковно-приходской жизни, в них ставилась церковь, поблизости строились дома церковного причта. Иногда служители церкви жили в особых деревнях-хуторах.

967511959.jpg

Деревня

Костромской-музей-деревянного-зодчества-24.jpg
Костромской музей деревянного зодчества

artleo.com-34226.jpg
Храм бога Знича

В деревнях жило тяглое население, которое с XV века стали называть крестьянами. Поскольку первоначально деревни ставились на расчищенных от леса полянах, то они были небольшими, в 1-3 двора. Деревня в 4 двора была уже исключением. Старые деревни можно было назвать, скорее, починок, выставок или займище; они были связаны с беспорядочным использованием леса, что было возможно только при редком населении и большой площади лесов: истощенный участок оставляли и расчищали новый; скот пасся на свободе. Процесс появления крупных деревень шел в XVI-XVII веках, прерываемый различными войнами и следовавшими за ними эпидемиями и неурожаями. От многих старых деревень не осталась и следа. Землевладельцам теперь было выгоднее держать тягловое население подле себя, поселив их по соседству. Так сформировались крупные деревни.

4092325_large.jpg

gallery_2884_331_325699.jpg
"Цветень (Апрель)"

47fdf0834ef0d632cc51031c997cdaf1.jpg
"Белояр (Март)"
9oboev.ru-27565.jpg
Храм Хорса

image001.jpg
Костромской музей деревянного зодчества

9oboev.ru-19491.jpg

Я-Ватник-разное-ватные-арты-1468917.jpeg
"Арии-русы ушли, волки пришли"

726444465.jpg
Побежденный Гиперборей

Посланник_Асгарда_прибыл_в_Атлантиду.jpg
Посланник_Асгарда прибыл в Атлантиду

409803837.jpg
Башня пришельцев
402222897.jpg

9oboev.ru-37562.jpg
"Ночь накануне праздника купалы"
360053.jpg
"Господин Великий Новгород и Москва Ордынская"

1306491294_rrrryos.-rsrs.jpg
"Ведическая Русь.Сенич.Июнь"

0_16bcf9_715ea095_M (225x300, 26Kb)
Иванов Всеволод Борисович родился 14 августа 1950 год в городе Беломорске. 1978 г. - окончил тверское художественное училище по специальности художника-оформителя.
До 1974 года участвовал в городских, областных и одной всесоюзной выставках самодеятельных художников. После 1978 года выставлялся по линии Союза Художников России.
В виденьи художника его картины представляют страницы истории ведической Руси

источник

Картина дня

наверх