На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Современное искусство

20 690 подписчиков

Райнер Шлегельмильх: «Люблю гонки сами по себе, но снимать их — особенное удовольствие»

Один из самых маститых фотографов «Формулы-1» Райнер Шлегельмильх — о том, за что в своё время был лишён аккредитации, почему заезды стали менее зрелищными, а портреты гонщиков — менее выразительными.

Райнер Шлегельмильх снимает «Формулу-1» уже более 50 лет. Он помнит гонку до Шумахера и хорошо знает её героев. На чëрно-белых плёнках Шлегельмильха запечатлены их восхождения, триумф, закат славы и, порой, гибель. В интервью Bird In Flight фотограф рассказал, как изменился автоспорт за последние десятилетия, что происходит за кулисами «Формулы-1» и какая гонка — самая красивая.

 

Райнер Шлегельмильх, 74 года

Немецкий фотограф, специализирующийся на съёмках автоспорта, в основном «Формулы-1». Пожизненный член «Клуба 500» (клуба фотографов Formula One Management), автор десятка фотокниг о гонках и гоночных автомобилях Ferrari, Mercedes, BMW, Porsche, Aston Martin и других. Снимает «Формулу-1» с 1962 года.

Сайт

В 14 у меня появилась первая камера, в 19 я стал заниматься фотографией в школе искусств в Мюнхене. Я открыл студию рекламной фотографии и стал зарабатывать деньги. Всё было отлично, я был успешен и уверен в себе. Но гонки стали главной страстью. И это изменило мою жизнь.

50 лет назад было всего десять классических мировых гран-при «Формулы-1». Шесть из них — в Европе. А фотографы были в основном из газет, с маленькими камерами типа Rollei или даже с пластиночными фотоаппаратами, 3×4 дюйма. Не у многих были 35-миллиметровки, как у меня.

1987 год, гран-при Австрии, Цельтвег. Итальянский гонщик Андреа де Чезарис

2002 год, гран-при Франции, Магни-Корс. Немецкий гонщик Михаэль Шумахер

2002 год, гран-при Австрии, Остеррайхринг. Михаэль Шумахер

2002 год, гран-при Франции, Магни-Корс. Михаэль Шумахер

2003 год, гран-при Австрии, Шпильберг. Немецкий гонщик Михаэль Шумахер

Свою первую «Формулу-1» помню как сейчас: Бельгия, 1962 год, Спа-Франкоршам. Я тогда сделал много фотографий и до сих пор считаю, что это были мои лучшие кадры за всю карьеру. Сыграло первое впечатление.

В передвижении всех людей, задействованных в «Формуле-1», есть свой заведённый порядок, свои многолетние традиции. Сначала идёшь туда, где всё происходит, где собираются гонщики, команда, жёны и представители комитета. Когда гонщики отправляются на пробные заезды, идёшь в пит-стоп — там вся кухня. Ищешь место, с которого будешь снимать. Самые выгодные точки съёмки — на поворотах и изгибах трассы. Когда гонщики собираются в паддоке (место, служащее гаражом для команды. — BiF.) перед началом гонки — лучшее время для портретной съёмки. Все на взводе, все эмоции на лице, много жестикуляции, смеха и напряжения.

В начале 1990-х «Формула» начала меняться, и меняться заметно. Международная автомобильная федерация (FIA) провела «инвентаризацию» всех СМИ, которые писали о гонках. К съёмкам гран-при стали допускать только аккредитованных в FIA фотографов, работающих в штате определëнных изданий и имеющих не менее 270 публикаций в год. А я ведь никогда не работал для газет или журналов — я печатал книги, календари. Вот меня и вышвырнули.

Берни Экклстоун, вечный руководитель «Формулы-1», президент FOM, узнав о том, что мне запретили снимать гонки, предложил стать его личным фотографом с удостоверением FOM. Я ведь был всë время на виду, крутился там постоянно и относился к своей работе очень серьёзно. В этом статусе я снимаю «Формулу» уже третий десяток лет.

1970 год, гран-при Испании, Харама. Новозеландский гонщик Брюс Макларен проезжает мимо аварии с участием гонщиков Джека Оливера и Жака Икса. Брюс занял второе место.

2014 год, гран-при Монако, Мирабо. Квалификационный заезд шведского гонщика Маркуса Эрикссона.

1985 год, гран-при Монако, Монте-Карло. Шведский гонщик Стефан Юханссон.

2014 год, гран-при Абу-Даби, чемпион мира, британский гонщик Льюис Хэмилтон.

Grid girls — девочки «Формулы-1».

2004 год, гран-при Европы, Нюрбургринг. Немецкий гонщик Ральф Шумахер.

Я люблю гонки сами по себе, но снимать их — особенное удовольствие. Я люблю пересматривать снимки. За все эти годы фотографии гонок стали моей жизнью. С каждым гран-при связано что-то личное.

Фотографии сохраняют исторические моменты. На них навсегда остаются события и люди, которых больше нет, которые никогда не повторятся. За это я буду всегда любить фотоискусство. Лучший кадр легко узнать — он оживляет момент из прошлого. Иногда можно сделать такой кадр случайно.

Иногда я ненавидел «Формулу». Она убивала своих любимых.

Смерть в моëм любимом виде автоспорта — это самая страшная вещь. Я до сих пор помню смерть Джима Кларка, Пирса Кариджа, Йохена Риндта, Йо Зифферта, Жиля Вильнева и, конечно, Айртона Сенны. Это победители, это гении, их невозможно забыть. За каждым именем — огромная история. Мне посчастливилось видеть их борьбу, видеть их на вершине славы. Но я всегда был слишком близко, видел всё, эти ужасные аварии. И иногда я ненавидел «Формулу». Она убивала своих любимых.

До 2004 года я снимал гонки на плёночный фотоаппарат. Перезарядка в неподходящий момент — это был страшный сон! Объективы сейчас и больше и тяжелее. Фотографам в три раза сложнее, чем в 1960-е. Но новые технологии сильно изменили то, как видят гонки зрители.

1966 год, гран-при Голландии, Зандворт. Шотландский гонщик Джим Кларк.

1968 год, гран-при Голландии, Зандворт. Шотландский гонщик Джеки Стюарт и его жена.

1962 год, гран-при Бельгии, Спа-Франкошам. Австрийский гонщик Джек Брэбем.

1966 год, гран-при Европы, Нюрбургринг. Джеки Стюарт.

1967 год, гран-при Голландии, Зандворт. Победитель гонки Джим Кларк.

Гран-при Монако — самая красивая гонка в мире. Какие пейзажи, какая атмосфера! Там фотографы всё ещë ближе к автомобилям, к пилотам «Формулы». Потому что на многих других трассах озабоченность мерами безопасности привела к тому, что снимать вблизи фотографы уже не могут. На многих участках трассы, где фотографы годами получали лучшие снимки, теперь и вовсе запрещено находиться.

Молодая «Формула» была опасна, но этим она была притягательна. Риск действовал на зрителей и на пилотов словно магнит. В 1994 году Сенна стал последним погибшим гонщиком «Формулы-1». Теперь зрители рады увидеть хоть малюсенькую аварию. Но, конечно, так, чтоб никто не пострадал.

Портреты — важная часть фотографий «Формулы-1». Но сейчас пилоты очень молоды, единицы могут похвастаться интересным лицом, выдающим личность. В старые добрые времена гонщикам было от 30 до 50 лет, это были люди с жизненным опытом, харизматичные, их лица были гораздо выразительнее.

2014 год, гран-при Германии, Хоккенхайм. Немецкий гонщик Нико Росберг побеждает в гонке.

Венесуэльский гонщик Пастор Мальдонадо.

2013 год. Немецкий гонщик Себастьян Феттель (слева) становится чемпионом мира в третий раз и принимает поздравления от Михаэля Шумахера.

Команда Макларена в ожидании гонщика на пит-стопе.

2014 год. Бразильский гонщик Фелипе Масса.

2014 год, гран-при Монако. Австралийский гонщик Даниэль Риккардо

2014 год. Нико Росберг.

2014 год. Пит-стоп команды Ника Росберга.

2014 год. Британский гонщик Макс Чилтон во время парада пилотов Формулы 1.

На территориях проведения гонок сейчас построены огромные ложи для администрации, гонщиков, их ассистентов и команд. Сами машины и все запчасти хранятся в гаражах. Всë стало более закрытым, подальше от людей. За последние лет шесть у меня не было ни единой возможности сфотографировать мотор или коробку передач, а за портрет гонщика в шлеме приходится побороться с другими фотографами. Это раньше мы все были друзьями, а теперь у каждого своя VIP-зона и никто никому не друг. После гран-при Монако Автомобильный клуб и принц Альберт просто счастливы, если победитель гонки и его свита проведут хотя бы два часа на праздничной вечеринке. Мир победила паранойя, одержимость безопасностью и секретностью.

Я фотографировал более 600 гонок. У меня есть пожизненный пропуск на все гран-при от «Клуба 500», созданного для верных журналистов и фотографов «Формулы». Многое изменилось, но для меня гонка продолжается, и до финиша ещë далеко. За последний год я снял семь гонок, начались выставки моих чëрно-белых снимков 1960-х годов. У меня много планов и в 2015-м. Ещё гонки, книги, гран-при Монако, Монца, но точно не Сочи.

1970 год, гран-при Австрии, Цельтвег. Австрийский гонщик Йохен Риндт (в центре), его супруга и британский автоконструктор Колин Чепмен. За несколько месяцев до гибели гонщика.

1971 год, гран-при Испании, Монжуик-парк. Грэм Хилл

1991 год, гран-при США, Феникс. Бразильский гонщик Айртон Сенна, подготовка перед победой.

1963 год, гран-при Голландии, Зандворт.

Анна Акагэ, источник

Картина дня

наверх