На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Современное искусство

20 690 подписчиков

«Золушка» 1947 года. Почти сказочная история

«…И никакие связи не помогут сделать ножку маленькой, душу большой и сердце справедливым».

Для создания предпраздничного настроения предлагаю вам прочитать этот интересный рассказ о всеми нами любимом фильме «Золушка». Написала его не я, но это не делает его менее интересным.

Сказки не возникают из пустоты. Сказки рождаются, живут, взрослеют и увы, умирают. Сказки умирают, так как не остается тех, кто продолжает верить в Эту удивительную волшебную реальность, которая могла бы существовать, где-то там, на гране сна и детской мечты.

Удивительный, наивный, смешной и действительно сказочный фильм «Золушка» вышел в свет в далёком 1947 году.
Фильм был утверждён к производству на заседании худсовета «Ленфильма» 29 мая 1945 года.

Тогда, в послевоенном, голодном Ленинграде, сама идея создания фильма сказки была если не крамольной, то, по крайней мере фантастической. Несмотря на наступившую весну, на Ленфильме было достаточно холодно. По замыслу авторов, фильм «Золушка» должен был быть снят только на цветную плёнку. Об этом говорят и цветные эскизы костюмов и декораций работы прекрасного художника Николая Акимова. Однако, из-за очень ограниченного бюджета пришлось снимать на трофейную немецкую чёрно-белую плёнку. За много лет, архивная копия фильма изрядно пострадала, и несколько раз подвергалась полной реставрации: в 1967 году на киностудии «Мосфильм» и в 1981 году на киностудии имени М. Горького. В 2009 году на студии «Ленфильм» и американской студии «Legends Film» (Обработка 120 тысяч кадров заняла больше года, стоимость работ составила свыше миллиона долларов) фильм прошёл полную реставрацию изображения и звука, наконец стал цветным! Премьера цветной сказки состоялась 1 января 2010 года. Но первая премьера фильма состоялась 24 апреля 1947 года.

Дважды проект пытались закрыть, так как идеологическое мышление многих участников «творческого союза» казалось руководителям коммунистического союза Ленфильма крайне сомнительным.

Судите сами:

Режиссёр Михаил Шапиро – женат на родственнице Льва Троцкого – Жанне Гаузнер.
Художник Николай Акимов – ученик белоэмигранта Юрия Анненкова.
Композитор Антонио Спадавеккиа – итальянец.
Артисты: Янина Жеймо – полька;
Фаина Раневская только что отстранена партийным решением от съёмок в фильме «Иван Грозный», подруга Анны Ахматовой;
Алексей Консовский – из семьи врагов народа, расстреляны отец и брат;
Василий Меркурьев женат на дочери репрессированного Всеволода Мейерхольда.
Сценарист Евгений Шварц – друг репрессированных Николая Заболоцкого и Николая Олейникова. Некоторые недоброжелатели, даже выпустили «боевой листок», в котором открыто намекали, что «Золушку» создают люди с очень сомнительным прошлым.

«А ещё корону надел!»

На роль короля пробовались и Ю. Толубеев, и К. Адашевский — и каждый был по-своему хорош, но лишь в Гарине обнаружилась та мера эксцентрики и задушевности, которая нужна сказке.

«Не плачь. Король-вдовец, мы и тебя пристроим»

Пожалуй, фильм «Золушка» невозможно представить без участия Фаины Раневской. Фаина Раневская во время съёмок очень похудела и, по утверждению режиссеров (И. М. Гиндин, А. Кудрявцева), не соответствовала образу «доморощенного диктатора». Для изменения внешности Раневской пригласили с «Союздетфильма» знаменитого Владимира Георгиевича Яковлева – основателя цеха пластического грима. Фаина Раневская готова была на все – с нее сняли слепок, изготовили накладки на нос и щёки.

Однако вследствие отказались от этой затеи – грим отнимал слишком много времени. Тогда Яковлев и Ульянов (главный гример киностудии Ленфильм) предложили более простой метод изменения лица актрисы. Яковлев привёз уникальный каучуковый клей собственной разработки, и нос Фаины Раневской подтягивали вверх при помощи тонкой полоски тюля и этого клея. Но этого было недостаточно. И тогда Фаина Раневская запихивала за щёки комочки ваты. Когда её просили не мучить себя, раздражённо отвечала: «Для актрисы не существует никаких неудобств, если это нужно для роли».

Так же при помощи Яковлева был создан грим кучера-крысы для актера Василия Сергеева (в титрах не указан).
Впрочем как и не указаны в титрах Михаил Ростовцев и многие другие актеры.

«Почему мне до сих пор не доложили, что ты уже вырос?»

На момент съёмок фильма «Золушка» у Янины Жеймо было было около 38 лет. На её роль пробовалась шестнадцатилетняя балерина, но безуспешно. Янина была старше экранных сестёр и могла сниматься только по вечерам, потому что утром лицо «не такое».

На роль принца был утверждён Алексей Анатольевич Консовский (муж актрисы Веры Алтайской, легендарной Тётушки-Непогодушки), которому тогда исполнилось 34 года.

«Очень вредно не ездить на бал, если ты этого заслуживаешь»

Пожалуй самым сложным, с чем пришлось столкнутся, художнику по костюмам Татьяне Левицкой, это полное отсутствие материала из которого можно было сшить сказочные костюмы для королевского бала.

Съёмочная группа приносила из дома всё, что хоть как то могло помочь работе. Большую часть костюмов сшили из бархатных и велюровых штор. Но самое сложное, не из чего было создавать костюм самой Золушки и костюм Феи-крёстной. Удивительный факт, что после съёмок фильма «Весна», Раневская привезла из Праги обрезки шифона и небольшое настенное бра, сотканное из кристалликов чешской бижутерии. Именно из этих обрезков и удалось собрать уникальное платье Золушки, а из элементов бра, вышел волшебный головной убор Феи-крёстной.

Но на этом история не кончается. Во времена перестройки, когда сплошь и рядом закрывались театры, музеи и вообще творился полный хаос, в подвале одного дома, в Петербурге, один мой друг (в то время увлекающийся дигерством) нашёл несколько коробок со старыми театральными костюмами. Зная моё увлечение собирательством всего имеющего отношения к кино и театру, он привёз одну из коробок мне.

Среди отсыревших костюмов, покрытых паутиной и плесенью, я уловил еле знакомые очертания… Что же это? Некогда белое платье почти рвалось по швам, и только с внутренней стороны платья виднелся еле читаемый кусочек ткани пришитый вручную. На нём аккуратным почерком было выведено: «Жеймо». И тут всё стало ясно, я вспомнил, где и когда видел эти платья, эти парики и туфельки… ЗОЛУШКА!!!!!

С тех пор прошло очень много времени. Менялся мир вокруг меня, менялись страны и города. Но эта удивительная сказка почти всегда сопровождала меня. Почти год потратила наша студия, чтоб восстановить и отреставрировать этот уникальный костюм, сшитый вручную.

Сказки рождаются, живут… но не умирают! Сказки всегда должны жить, пока есть те, кто верит в Эту удивительную волшебную реальность, которая могла бы существовать, где-то там, на гране сна и детской мечты».

Опубликовано с разрешения автора Anton Valiar. Просьба при перепостах указывать автора. Источник

Картина дня

наверх