Есть такой шаблон в головах у людей – вышивальщица – это женщина, скорее, даже милая девушка с острой иглой в тонких пальчиках… И сидит она у окошка, скромно глазки опустив на работу и склонив головку… Да, как пишут во многих статьях, исконно женское занятие.Чепуха это все. Вышивание – это искусство, подвластное всем. И есть у него свои легенды и легендарные мастера. Вот об одном и речь.
Шейх Шамсуддин. В одном комментарии я прочла: судьба, карма… Ее не объедешь, не обойдешь. Судьба Шамсуддина - стать вышивальщиком в тринадцатом поколении. И он стал одним из величайших мастеров индийской вышивки «зардози» («вышивка золотом»), и автором уникальной техники трехмерной вышивки.
(«Добрый пастырь», 18 лет, 6570 дней, 2,52 на 1,91 м). в скобках указано время работы над картиной
Он родился 7 сентября 1917 года в семье знаменитого вышивальщика, в городе Агра, прославившегося тем, что дважды вышивал парадные одежды для членов Британской королевской семьи (коронационное платье для жены Эдуарда VII Королевы Александры в 1902 году и парадный костюм для Короля Георга V во время его посещения Дели в 1911 году).
О секретах техники трехмерной вышивки, разработанной Шейхом Шамсуддином известно очень мало. «Работа над картиной начинается с рисунка на кальке. Сперва его пришивают к ткани, обозначая контуры изображения, а затем вышивают, придавая цвет и объем... Я ни разу не вышивальщица, но мне помнится, что бабушка вышивала именно так. А значит, секрет изумительной вышивки Шейха где-то в другом, таинственном месте. Возможно, оно называется Гениальность и Вдохновение.
Работы сделаны с помощью нитки, иголки и ничего более. Начав с простого рисунка, он накладывал стежки хлопковыми нитями один слой поверх другого, чтобы придать картине объем, движение, мускулы. А поверх тончайшими стежками он вышивал всю картину шелком» (Molly).
«Шитье сделано так, что все детали представляются объемными, словно в стереоизображении, придавая полотну особую экспрессию. Они вышиты с такой точностью, что дух захватывает. Когда стоишь рядом, кажется, что чувствуешь дуновение ветра, запах цветов и пение птиц»(ntv.ru). Высота отдельных «участков» рельефных картин достигает 5 дюймов (12,7 см).
Кроме того, это самые тяжелые и дорогие вышивки в мире. Украшенные тысячами самоцветов и сотнями драгоценных камней, не говоря уже о километрах золотых, серебряных и шелковых нитей, эти картины весят более 200 килограмм и стояли бы десятки (а может быть и сотни) тысяч долларов, если бы их когда-либо решили продать.
Рекордсменом стоимости среди работ Шамсуддина стали его знаменитые «Шахматы», цена которых сопоставима, разве что, с ценой знаменитых жемчужных ковров Барода. В 1983 году Король Саудовской Аравии Фейсалпредложил за них два миллиона восемьсот тысяч долларов (по другим данным 2,3 млн.), но Шамсуддин, как и большинство самых обычных вышивальщиков и вышивальщиц, со своими работами расставаться не любил и шейху отказал.
С весом и ценой этих грандиозных вышивок может поспорить только время и труд, затраченные на их изготовление. Так, например, на создание тех же «Шахмат», мастер истратил 30 лет своей жизни, и это, кстати, отлично объясняет его отказ продать работу арабскому шейху.
Вообще, нежелание Шейха Шамсуддина расставаться со своими работами сыграло на руку не только всем поклонникам его искусства (иначе работы разлетелись бы по закрытым частным коллекциям), но и ювелирному дому Kohinoor Jewellers, который при жизни мастера был его эксклюзивным поставщиком (драгоценные камни и нити), а после смерти Шамсуддина (1999 год) открыл у себя галерею его работ (Shams Gallery).
«Теперь эти шедевры охраняются так же строго, как самые дорогие коллекции ювелирных украшений. Ведь ничего подобного во всем мире не найти!» Доступ в галерею открыт для всех желающих (по предварительной записи и после тщательной проверки) и все, кто там побывал, говорят, что это незабываемое зрелище. Музей оснащен по последнему слову техники с климат-контролем, световыми эффектами и мобильными стенами, приходящими в движение с помощью пультов».
Сегодня работы учеников Шамсуддина выставляются на продажу, а шедевры великого мастера. оберегают как зеницу ока, и не продают ни за какие деньги.
сияющий белым мрамором Тадж-Махал
«Мастерская Раисуддина находится на окраине Агры. На втором и третьем этажах большого жилого дома трудятся десятки людей. В мастерской целый день царит полная тишина, работники так сосредоточены, что посторонний шум только мешает. «Главный Мастер» внимательно следит за работой.
Женщин с иголкой и нитками здесь не увидишь, такая ответственная работа — только для мужчин! Многим из мастеров уже за пятьдесят, и большинство носят очки. «Высшим пилотажем» здесь считают вышивку, изображающую животных — стежками и цветом нити нужно передать фактуру кожи, направления шерстинок, или, например, тонкие волоски на морде лошади. До такой работы допускают только самых опытных профессионалов. Мастер Хаджи Масуд вышивает целых сорок лет. Чтобы сделать «мор» — павлина с распущенным хвостом, одних только зеленых ниток ему потребовалось больше двадцати разных оттенков. А на всю картину с деревьями и листьями — больше пятидесяти!» (Чулов Дмитрий).
И все же не один из этих мастеров не может достичь высот, покоренных гениальным Шамсуддином. Чего стоят одни только рамы, обрамляющие все картины кроме последней ("Букет цветов"), для которой ослепший вышивальщик сделать раму уже не успел.