Ольга Филиппова предлагает Вам запомнить сайт «Современное искусство»
Вы хотите запомнить сайт «Современное искусство»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Настоящее искусство всегда современно

За кадром фильма «Женя, Женечка и «Катюша»: Почему Кустинскую сняли с роли, а Даль получил 15 суток

развернуть
За кадром фильма «Женя, Женечка и «Катюша»: Почему Кустинскую сняли с роли, а Даль получил 15 суток

38 лет назад, 3 марта 1981 г. скончался знаменитый советский актер Олег Даль. На 40-м году жизни у него случился сердечный приступ, но за свой короткий творческий путь он успел сыграть более 55 ролей в кино, многие из этих фильмов стали признанной классикой советского кинематографа.

Одна из таких работ – роль Жени Колышкина в военной трагикомедии «Женя, Женечка и «Катюша». За кадром осталось много интересного: зрители не знали о том, что в главной женской роли могли бы увидеть Кустинскую, а съемки оказались под угрозой из-за того, что Даля забрали в милицию…

Кадр из фильма *Женя, Женечка и *Катюша*, 1967 | Фото: kino-teatr.ru
Кадр из фильма *Женя, Женечка и *Катюша*, 1967 | Фото: kino-teatr.ru

Этого фильма могло бы и не быть – режиссер Владимир Мотыль собирался снимать картину о декабристе Кюхельбекере, но сценарий о мятежниках по «Кюхле» Тынянова в секторе кино ЦК КПСС посчитали опасным и порекомендовали режиссеру выбрать другую тему. Мотыль решил снимать о Великой Отечественной войне, но при этом оставить главного героя похожим на полюбившегося ему декабриста – таким же нескладным и чудаковатым мечтателем. Отсюда родился и жанр героико-лирической комедии – в серьезной военной драме такой герой выглядел бы нелепо.

Кадр из фильма *Женя, Женечка и *Катюша*, 1967 | Фото: kino-teatr.ru
Кадр из фильма *Женя, Женечка и *Катюша*, 1967 | Фото: kino-teatr.ru

Это был фильм не о войне, а о современном Дон Кихоте и о любви. «Меня не интересовали баталии. Гораздо важней представлялось проникнуть во внутренний мир героев», – говорил режиссер. За помощью в написании сценария Мотыль обратился к фронтовику Булату Окуджаве, отлично знавшему солдатский быт. Свой выбор он объяснял так: «Я обожал этого стойкого, маленького, худенького солдатика. Помня его обруганную автобиографическую повесть «Будь здоров, школяр», я был уверен, что тема задуманного фильма ему будет очень близка». А Окуджава признавался, что этот сюжет будто витал в воздухе, и они с Мотылем, еще «ничего не зная друг о друге, поймали один и тот же сюжет».

Галина Фигловская в роли Женечки Земляникиной | Фото: kino-teatr.ru
Галина Фигловская в роли Женечки Земляникиной | Фото: kino-teatr.ru

На главную женскую роль худсовет утвердил Наталью Кустинскую, но когда режиссер приступил к съемкам, он понял, что она совершенно не попадает в характер героини: «Она хорошая актриса… в опереточно-водевильном плане. Мне понравилось, как она сыграла в паре с Натальей Фатеевой в фильме «Три плюс два». Но она была бесконечно далека от задуманной мною фронтовички. Кустинская не могла с ходу отшить неугодного кавалера, в ней не было органической грубости воюющей связистки. Отсняв всю летнюю натуру, я категорически заявил: «Или я убираю Кустинскую, или не снимаю картину». Актрису после этого действительно сняли с роли, но на общих планах она все же осталась.

Кадр из фильма *Женя, Женечка и *Катюша*, 1967 | Фото: tvc.ru
Кадр из фильма *Женя, Женечка и *Катюша*, 1967 | Фото: tvc.ru
Галина Фигловская в роли Женечки Земляникиной | Фото: kino-teatr.ru
Галина Фигловская в роли Женечки Земляникиной | Фото: kino-teatr.ru

Из-за поиска новой героини работа над фильмом была приостановлена. Ни в ленинградских, ни в московских театрах найти подходящий типаж не удалось. И только в щукинском училище ему порекомендовали одну из выпускниц, которая во время учебы подавала большие надежды, но реализоваться как актриса так и не смогла, и устроилась на оборонный завод в Подольске по своей первой специальности. Галину Фигловскую разыскали и предложили ей роль Женечки Земляникиной. Оказалось, что это точное попадание в образ. Булат Окуджава был доволен этим выбором – сказал, что это настоящая фронтовичка.

Кадр из фильма *Женя, Женечка и *Катюша*, 1967 | Фото: tvc.ru
Кадр из фильма *Женя, Женечка и *Катюша*, 1967 | Фото: tvc.ru
Олег Даль в роли Жени Колышкина | Фото: kino-teatr.ru
Олег Даль в роли Жени Колышкина | Фото: kino-teatr.ru

В главной мужской роли и Мотыль, и Окуджава видели Олега Даля – по их мнению, внешне он не вполне соответствовал типажу главного героя, но зато по характеру подходил идеально. Правда, кинопробы актер провалил одну за другой. Режиссер рассказывал: «Мне говорят: «Володя, ты разве не заметил, что Даль «под балдой»? Я подошел к Олегу и сказал: «Ты был не в форме, давай назначим вторую пробу, имей в виду, в таком виде тебя на роль никто не утвердит». Он приезжает – еще в более сильном подпитии. Я понял, что Олег находился в тяжелом запое. Отдавая должное его таланту, я назначил третью пробу… На третью пробу Даль приехал,… с ходу прочитал отрывок, все ахнули – Олег сразу «схватил характер» своего героя, хотя Даль по жизни был ироничным, замкнутым человеком, а его герой – открытый и простодушный… Он живёт в своём фантастическом, выдуманном, иллюзорном мире… Совершенно не ощущает, что он на реальной войне, и от этого происходят все его приключения. Даль был точный, снайперский выбор на эту роль».

Олег Даль в роли Жени Колышкина | Фото: kino-teatr.ru
Олег Даль в роли Жени Колышкина | Фото: kino-teatr.ru

Когда Даль выходил на съемочную площадку – он сразу же преображался. Что бы ни говорили о его сложном характере, актером он был высочайшего класса. Хотя режиссерам с ним приходилось очень нелегко. Дважды во время работы над фильмом у него были срывы, он уходил в запои. После этого режиссер снимал эпизоды, где главного героя можно было поставить спиной к камере – лицо у него было слишком отекшим, а взгляд – мутным. Однажды в состоянии опьянения Даль устроил скандал в гостинице, где жила съемочная группа – он оскорбил дежурную по этажу, не выдававшую ему ключи от номера, а та вызвала наряд милиции. И актеру дали 15 суток за хулиганство. Как режиссер ни старался – наказание не отменили. Разрешили только под стражей доставлять его на съемочную площадку в случае необходимости.

Олег Даль в роли Жени Колышкина | Фото: tvc.ru
Олег Даль в роли Жени Колышкина | Фото: tvc.ru

Режиссер переживал по поводу того, что из-за этого инцидента съемки вообще окажутся под угрозой срыва, но «кутузка» неожиданно пошла актеру на пользу – под конвоем он не мог достать выпивку, к тому же пережитый на суде шок привел его в чувства. Мотыль говорил: «Артист внутренне перестроился, более покладистого и понятливого Даля, как в тот период, я не припомню. Когда он сидел после пьянки «на губе» – ему нужного самочувствия не нужно было занимать. Оно уже было. Это оказались лучшие куски в картине».

Кадр из фильма *Женя, Женечка и *Катюша*, 1967 | Фото: kino-teatr.ru
Кадр из фильма *Женя, Женечка и *Катюша*, 1967 | Фото: kino-teatr.ru

Многие сюжетные линии фильма были основаны на реальных событиях. Так, эпизод, в котором советский солдат, заблудившись с посылкой, попал к немцам под Новый год, заимствовали из фронтовых газет. Сцена на Балтике, где Земляникина и Колышкин разминулись в трех шагах, была автобиографичной – у родителей режиссера тоже был похожий случай. Многие реальные детали, диалоги и образы привнес в сценарий Булат Окуджава.

Кадр из фильма *Женя, Женечка и *Катюша*, 1967 | Фото: kino-teatr.ru
Кадр из фильма *Женя, Женечка и *Катюша*, 1967 | Фото: kino-teatr.ru
Михаил Кокшенов в фильме *Женя, Женечка и *Катюша*, 1967 | Фото: kino-teatr.ru
Михаил Кокшенов в фильме *Женя, Женечка и *Катюша*, 1967 | Фото: kino-teatr.ru

Одну из первых своих ролей в этом фильме сыграл Михаил Кокшенов. Он выглядел полной противоположностью Далю, но во время съемок они сдружились и часто вместе хулиганили – разгуливали по Калининграду, где проходили съемки, в военной форме, и представлялись «отдельной частью железнодорожного флота» или «морской кавалерией». Попадание Кокшенова в образ тоже было максимально точным. Мотыль о нем говорил, улыбаясь: «103 кило весу, и ни одной мысли в глазах – цивилизация прошла мимо».

Кадр из фильма *Женя, Женечка и *Катюша*, 1967 | Фото: kino-teatr.ru
Кадр из фильма *Женя, Женечка и *Катюша*, 1967 | Фото: kino-teatr.ru

Решение режиссера снять о войне комедию был не всем понятно – по мнению киночиновников, шутить на эту тему было недопустимым, и фильм пытались запретить как отрицающий героизм советских солдат. Высокие армейские чины грозились «стереть создателей этой стряпни в порошок». В прокат фильм вышел только «третьим экраном» – его показывали в клубах и окраинных кинотеатрах. Но у зрителей он пользовался огромным успехом, а самое главное, его приняли фронтовики. В год премьеры фильм посмотрели 24,5 млн человек.

Кадр из фильма *Женя, Женечка и *Катюша*, 1967 | Фото: kino-teatr.ru
Кадр из фильма *Женя, Женечка и *Катюша*, 1967 | Фото: kino-teatr.ru

Источник


Ключевые слова: кино
Опубликовала , 03.03.2019 в 22:29
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Владимир Безбадченко
Владимир Безбадченко 4 марта, в 06:25 Развал Страны начинали с таких фильмов-пародий на подвиг народа. Доехали же до "Гитлер капут"! Текст скрыт развернуть
-2
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 1
Комментарии Facebook
Новое на сайте Современное искусство
Финалисты EyeEm Awards

Финалисты EyeEm Awards

Ежегодный фотоконкурс EyeEm Awards, который проводится фотосообществом EyeEm, определил победителей.  В этом году на конкурс было представлено более миллиона работ

Ольга Филиппова 13 окт, 09:32
+16 1
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Искусство соблазнения: пышногрудая секс-бомба прошлого века

Искусство соблазнения: пышногрудая секс-бомба прошлого века

Блондинка с шикарными формами и манящим взглядом притягивает к себе внимание, несмотря на то, что эти фотографии сделаны более полувека назад. Несравненная Маргар

Ольга Филиппова 12 окт, 22:10
+22 3
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Осенняя природа Abraham Hunter

Осенняя природа Abraham Hunter

Ольга Филиппова 11 окт, 19:31
+27 3
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Природа художника-акварелиста Morten E. Solberg

Природа художника-акварелиста Morten E. Solberg

Мортен Э. Зольберг является членом нескольких художественных обществ: Американского Акварельного Общества, Национального Акварельного Общества, Общества Художник

Ольга Филиппова 11 окт, 09:57
+38 4
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Снимки в жанре «Ню» Сергея Чмыхова

Снимки в жанре «Ню» Сергея Чмыхова

Сергей Чмыхов — талантливый 30-летний фотограф и студент из Иваново. Он учится на электромеханическом факультете ИГЭУ им. Ленина. Сергей снимает свадьбы, портр

Ольга Филиппова 10 окт, 22:32
+68 14
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Поиск по блогу

Читать
Запомнить
Лучшее за месяц
Снимки в жанре «Ню» Сергея Чмыхова

Снимки в жанре «Ню» Сергея Чмыхова

Сергей Чмыхов — талантливый 30-летний фотограф и студент из Иваново. Он учится на электромеханическом факультете ИГЭУ им. Ленина. Сергей снимает свадьбы, портр

Ольга Филиппова 10 окт, 22:32
+68 14
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Природа художника-акварелиста Morten E. Solberg

Природа художника-акварелиста Morten E. Solberg

Мортен Э. Зольберг является членом нескольких художественных обществ: Американского Акварельного Общества, Национального Акварельного Общества, Общества Художник

Ольга Филиппова 11 окт, 09:57
+38 4
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Вальс-бостон Леонида Герасимова

Вальс-бостон Леонида Герасимова

Леонид Герасимов родился в 1954 году в Симферополе. Рисовать начал с раннего детства, закончил Крымское художественное училище, а затем – институт во Львове,

Ольга Филиппова 3 окт, 08:52
+36 6
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Любимые фразы из советских мультфильмов

Любимые фразы из советских мультфильмов

В 1936 году была создана крупнейшая студия мультипликационных фильмов «Союзмультфильм». Благодаря ей и её мастерам на свет появились легендарные советские мультф

Ольга Филиппова 9 окт, 19:28
+35 2
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Осенняя природа Abraham Hunter

Осенняя природа Abraham Hunter

Ольга Филиппова 11 окт, 19:31
+27 3
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Последние комментарии

António Sousa Miguel Lopes António Lopes
Fotografias dignas  de realce, magníficas.
António Sousa Miguel Lop… Финалисты EyeEm Awards
Ольга Барладян
Виталий Колосков
Михаил
Юлий Тодоров
Несимпатична, глаза пустые, вкуса нет.
Юлий Тодоров Искусство соблазнения: пышногрудая секс-бомба прошлого века