Ольга Филиппова предлагает Вам запомнить сайт «Современное искусство»
Вы хотите запомнить сайт «Современное искусство»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Настоящее искусство всегда современно

За кадром фильма «Женя, Женечка и «Катюша»: Почему Кустинскую сняли с роли, а Даль получил 15 суток

развернуть
За кадром фильма «Женя, Женечка и «Катюша»: Почему Кустинскую сняли с роли, а Даль получил 15 суток

38 лет назад, 3 марта 1981 г. скончался знаменитый советский актер Олег Даль. На 40-м году жизни у него случился сердечный приступ, но за свой короткий творческий путь он успел сыграть более 55 ролей в кино, многие из этих фильмов стали признанной классикой советского кинематографа.

Одна из таких работ – роль Жени Колышкина в военной трагикомедии «Женя, Женечка и «Катюша». За кадром осталось много интересного: зрители не знали о том, что в главной женской роли могли бы увидеть Кустинскую, а съемки оказались под угрозой из-за того, что Даля забрали в милицию…

Кадр из фильма *Женя, Женечка и *Катюша*, 1967 | Фото: kino-teatr.ru
Кадр из фильма *Женя, Женечка и *Катюша*, 1967 | Фото: kino-teatr.ru

Этого фильма могло бы и не быть – режиссер Владимир Мотыль собирался снимать картину о декабристе Кюхельбекере, но сценарий о мятежниках по «Кюхле» Тынянова в секторе кино ЦК КПСС посчитали опасным и порекомендовали режиссеру выбрать другую тему. Мотыль решил снимать о Великой Отечественной войне, но при этом оставить главного героя похожим на полюбившегося ему декабриста – таким же нескладным и чудаковатым мечтателем. Отсюда родился и жанр героико-лирической комедии – в серьезной военной драме такой герой выглядел бы нелепо.

Кадр из фильма *Женя, Женечка и *Катюша*, 1967 | Фото: kino-teatr.ru
Кадр из фильма *Женя, Женечка и *Катюша*, 1967 | Фото: kino-teatr.ru

Это был фильм не о войне, а о современном Дон Кихоте и о любви. «Меня не интересовали баталии. Гораздо важней представлялось проникнуть во внутренний мир героев», – говорил режиссер. За помощью в написании сценария Мотыль обратился к фронтовику Булату Окуджаве, отлично знавшему солдатский быт. Свой выбор он объяснял так: «Я обожал этого стойкого, маленького, худенького солдатика. Помня его обруганную автобиографическую повесть «Будь здоров, школяр», я был уверен, что тема задуманного фильма ему будет очень близка». А Окуджава признавался, что этот сюжет будто витал в воздухе, и они с Мотылем, еще «ничего не зная друг о друге, поймали один и тот же сюжет».

Галина Фигловская в роли Женечки Земляникиной | Фото: kino-teatr.ru
Галина Фигловская в роли Женечки Земляникиной | Фото: kino-teatr.ru

На главную женскую роль худсовет утвердил Наталью Кустинскую, но когда режиссер приступил к съемкам, он понял, что она совершенно не попадает в характер героини: «Она хорошая актриса… в опереточно-водевильном плане. Мне понравилось, как она сыграла в паре с Натальей Фатеевой в фильме «Три плюс два». Но она была бесконечно далека от задуманной мною фронтовички. Кустинская не могла с ходу отшить неугодного кавалера, в ней не было органической грубости воюющей связистки. Отсняв всю летнюю натуру, я категорически заявил: «Или я убираю Кустинскую, или не снимаю картину». Актрису после этого действительно сняли с роли, но на общих планах она все же осталась.

Кадр из фильма *Женя, Женечка и *Катюша*, 1967 | Фото: tvc.ru
Кадр из фильма *Женя, Женечка и *Катюша*, 1967 | Фото: tvc.ru
Галина Фигловская в роли Женечки Земляникиной | Фото: kino-teatr.ru
Галина Фигловская в роли Женечки Земляникиной | Фото: kino-teatr.ru

Из-за поиска новой героини работа над фильмом была приостановлена. Ни в ленинградских, ни в московских театрах найти подходящий типаж не удалось. И только в щукинском училище ему порекомендовали одну из выпускниц, которая во время учебы подавала большие надежды, но реализоваться как актриса так и не смогла, и устроилась на оборонный завод в Подольске по своей первой специальности. Галину Фигловскую разыскали и предложили ей роль Женечки Земляникиной. Оказалось, что это точное попадание в образ. Булат Окуджава был доволен этим выбором – сказал, что это настоящая фронтовичка.

Кадр из фильма *Женя, Женечка и *Катюша*, 1967 | Фото: tvc.ru
Кадр из фильма *Женя, Женечка и *Катюша*, 1967 | Фото: tvc.ru
Олег Даль в роли Жени Колышкина | Фото: kino-teatr.ru
Олег Даль в роли Жени Колышкина | Фото: kino-teatr.ru

В главной мужской роли и Мотыль, и Окуджава видели Олега Даля – по их мнению, внешне он не вполне соответствовал типажу главного героя, но зато по характеру подходил идеально. Правда, кинопробы актер провалил одну за другой. Режиссер рассказывал: «Мне говорят: «Володя, ты разве не заметил, что Даль «под балдой»? Я подошел к Олегу и сказал: «Ты был не в форме, давай назначим вторую пробу, имей в виду, в таком виде тебя на роль никто не утвердит». Он приезжает – еще в более сильном подпитии. Я понял, что Олег находился в тяжелом запое. Отдавая должное его таланту, я назначил третью пробу… На третью пробу Даль приехал,… с ходу прочитал отрывок, все ахнули – Олег сразу «схватил характер» своего героя, хотя Даль по жизни был ироничным, замкнутым человеком, а его герой – открытый и простодушный… Он живёт в своём фантастическом, выдуманном, иллюзорном мире… Совершенно не ощущает, что он на реальной войне, и от этого происходят все его приключения. Даль был точный, снайперский выбор на эту роль».

Олег Даль в роли Жени Колышкина | Фото: kino-teatr.ru
Олег Даль в роли Жени Колышкина | Фото: kino-teatr.ru

Когда Даль выходил на съемочную площадку – он сразу же преображался. Что бы ни говорили о его сложном характере, актером он был высочайшего класса. Хотя режиссерам с ним приходилось очень нелегко. Дважды во время работы над фильмом у него были срывы, он уходил в запои. После этого режиссер снимал эпизоды, где главного героя можно было поставить спиной к камере – лицо у него было слишком отекшим, а взгляд – мутным. Однажды в состоянии опьянения Даль устроил скандал в гостинице, где жила съемочная группа – он оскорбил дежурную по этажу, не выдававшую ему ключи от номера, а та вызвала наряд милиции. И актеру дали 15 суток за хулиганство. Как режиссер ни старался – наказание не отменили. Разрешили только под стражей доставлять его на съемочную площадку в случае необходимости.

Олег Даль в роли Жени Колышкина | Фото: tvc.ru
Олег Даль в роли Жени Колышкина | Фото: tvc.ru

Режиссер переживал по поводу того, что из-за этого инцидента съемки вообще окажутся под угрозой срыва, но «кутузка» неожиданно пошла актеру на пользу – под конвоем он не мог достать выпивку, к тому же пережитый на суде шок привел его в чувства. Мотыль говорил: «Артист внутренне перестроился, более покладистого и понятливого Даля, как в тот период, я не припомню. Когда он сидел после пьянки «на губе» – ему нужного самочувствия не нужно было занимать. Оно уже было. Это оказались лучшие куски в картине».

Кадр из фильма *Женя, Женечка и *Катюша*, 1967 | Фото: kino-teatr.ru
Кадр из фильма *Женя, Женечка и *Катюша*, 1967 | Фото: kino-teatr.ru

Многие сюжетные линии фильма были основаны на реальных событиях. Так, эпизод, в котором советский солдат, заблудившись с посылкой, попал к немцам под Новый год, заимствовали из фронтовых газет. Сцена на Балтике, где Земляникина и Колышкин разминулись в трех шагах, была автобиографичной – у родителей режиссера тоже был похожий случай. Многие реальные детали, диалоги и образы привнес в сценарий Булат Окуджава.

Кадр из фильма *Женя, Женечка и *Катюша*, 1967 | Фото: kino-teatr.ru
Кадр из фильма *Женя, Женечка и *Катюша*, 1967 | Фото: kino-teatr.ru
Михаил Кокшенов в фильме *Женя, Женечка и *Катюша*, 1967 | Фото: kino-teatr.ru
Михаил Кокшенов в фильме *Женя, Женечка и *Катюша*, 1967 | Фото: kino-teatr.ru

Одну из первых своих ролей в этом фильме сыграл Михаил Кокшенов. Он выглядел полной противоположностью Далю, но во время съемок они сдружились и часто вместе хулиганили – разгуливали по Калининграду, где проходили съемки, в военной форме, и представлялись «отдельной частью железнодорожного флота» или «морской кавалерией». Попадание Кокшенова в образ тоже было максимально точным. Мотыль о нем говорил, улыбаясь: «103 кило весу, и ни одной мысли в глазах – цивилизация прошла мимо».

Кадр из фильма *Женя, Женечка и *Катюша*, 1967 | Фото: kino-teatr.ru
Кадр из фильма *Женя, Женечка и *Катюша*, 1967 | Фото: kino-teatr.ru

Решение режиссера снять о войне комедию был не всем понятно – по мнению киночиновников, шутить на эту тему было недопустимым, и фильм пытались запретить как отрицающий героизм советских солдат. Высокие армейские чины грозились «стереть создателей этой стряпни в порошок». В прокат фильм вышел только «третьим экраном» – его показывали в клубах и окраинных кинотеатрах. Но у зрителей он пользовался огромным успехом, а самое главное, его приняли фронтовики. В год премьеры фильм посмотрели 24,5 млн человек.

Кадр из фильма *Женя, Женечка и *Катюша*, 1967 | Фото: kino-teatr.ru
Кадр из фильма *Женя, Женечка и *Катюша*, 1967 | Фото: kino-teatr.ru

Источник


Ключевые слова: кино
Опубликовала , 03.03.2019 в 22:29
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Владимир Безбадченко
Владимир Безбадченко 4 марта, в 06:25 Развал Страны начинали с таких фильмов-пародий на подвиг народа. Доехали же до "Гитлер капут"! Текст скрыт развернуть
-2
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 1
Комментарии Facebook
Новое на сайте Современное искусство
Чувственное «Ню» Александра Денискина

Чувственное «Ню» Александра Денискина

Представляю вашему вниманию подборку снимков в жанре «Ню», которые сделал фотограф из Санкт-Петербурга Александр Денискин.

Ольга Филиппова 21 ноя, 23:56
+13 2
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
"Забытая мелодия для флейты": что было скрыто за кадром

"Забытая мелодия для флейты": что было скрыто за кадром

Всенародно любимый режиссёр Эльдар Рязанов снял большое количество успешных и известных картин: «Ирония судьбы», «Вокзал для двоих», «Служебный роман», и этот спис

Ольга Филиппова 21 ноя, 11:45
+37 14
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Трогательная история о любви и потере

Трогательная история о любви и потере

Художник-иллюстратор из Филадельфии Том Бут начал рисовать в 5 лет. С помощью рисунков он не только создает образы, но и рассказывает истории. Одну из них - трогат

Ольга Филиппова 21 ноя, 11:03
+32 3
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Дико забавные! Объявлены победители конкурса смешных фотографий природы

Дико забавные! Объявлены победители конкурса смешных фотографий природы

Жюри подвело итоги конкурса Comedy Wildlife Photography 2019, в котором участвуют смешные и забавные фотографии дикой природы. Полюбуйтесь на снимки-победители!

Ольга Филиппова 21 ноя, 10:47
+26 1
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Художник Алексей Долотов. Жил забавный рыжий кот…

Художник Алексей Долотов. Жил забавный рыжий кот…

Иллюстрации о жизни очаровательного весёлого кота в работах современного художника Алексея Долотова. Художник Алексей Долотов, известный под ником Ксенопус

Ольга Филиппова 20 ноя, 11:22
+30 4
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Поиск по блогу

Читать
Запомнить
Лучшее за месяц
Фотографии, которые стоит увидеть всем!

Фотографии, которые стоит увидеть всем!

В этой подборке вас ждут далеко не самые обычные фотографии, так как каждая из них обязательно чем-то вас зацепит, а некоторые из них вы и вовсе будете подолгу смо

Ольга Филиппова 29 окт, 14:31
+722 72
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Редкие застольные фото советских знаменитостей

Редкие застольные фото советских знаменитостей

В эпоху СССР не существовали папарацци, готовые запечатлеть знаменитость в неожиданный момент. В связи с этим, общественность крайне редко могла увидеть фото звезд

Ольга Филиппова 19 ноя, 16:33
+528 165
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Великолепные картины Татьяны Черных, наполненные светом и жизненной энергией

Великолепные картины Татьяны Черных, наполненные светом и жизненной энергией

Великолепные картины Татьяны Черных, наполненные светом и жизненной энергией. Словно живые! Татьяна Черных - белорусский художник, работающая в жанре пей

Ольга Филиппова 11 ноя, 09:45
+380 121
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Фото известных личностей 20 века

Фото известных личностей 20 века

Как молоды они были… Маша Распутина, Москва, начало 1990–х. ABBA, 1970-е. Молодой Никита Михалков гуляет по Крещатику, 1966 год. Королева Ели

Ольга Филиппова 25 окт, 17:45
+312 45
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Фотограф Георгий Майер: либидо, мортидо и совершенная женщина

Фотограф Георгий Майер: либидо, мортидо и совершенная женщина

Одеть моделей в свет и тень – это не только художественный приём, к которому прибегает фотограф ради красоты, но и способ выразить уживающиеся в человеческом соз

Ольга Филиппова 27 окт, 18:15
+225 103
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Последние комментарии

Alex Немо
Есть гении и есть Гении...
Alex Немо Трогательная история о любви и потере
Харис
Фуйня какая-то....
Харис Чувственное «Ню» Александра Денискина
sorsw
Владимир Морж
Весёлые картинки и все сплошь постановочные...
Владимир Морж Невероятные снимки индонезийского фотографа
Инна Inna
Отличный человек и отличный актер. Будем помнить...
Инна Inna "Забытая мелодия для флейты": что было скрыто за кадром